Устройство детей, оставшихся без попечения родителей: особенности данной законодательной процедуры
Процедура устройства детей, которые остались без попечения родителей, регламентирована статьей 155 Семейного Кодекса Российской Федерации. В первую очередь, необходимо учитывать принцип приоритета семейного воспитания. Исходя из данного принципа, приоритетом является передача детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
Семейные формы устройства.
Статья 123 Семейного Кодекса РФ представлена следующими семейными формами устройства:
- Усыновление (удочерение).
- Опека (попечительство).
- Приемная либо патронатная семья.
Только при отсутствии вышеуказанных возможностей дети могут передаваться в организации, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в качестве таких организаций выступают образовательные учреждения, в которых находятся на содержании (обучаются и воспитываются) дети-сироты. Кроме этого, данные организации представлены детскими домами, интернатами для детей-инвалидов, социально-реабилитационными центрами, социальными приютами, а также учреждениями системы здравоохранения (в частности, домами ребенка).
Следует отметить, что статья 155 Семейного Кодекса РФ подразумевает расширение списка вышеуказанных учреждений. В частности, в перечень организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также входят некоммерческие организации. При этом в обязательном порядке должно быть выполнено условие, а именно - осуществление надзора за детьми не находится в противоречии с целями деятельности этих организаций.
Постоянное и временное пребывание: отличительные особенности.
Ребенок может быть передан в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на постоянное или временное пребывание. Если ребенок устроен в специализированное образовательное, медицинское или аналогичное учреждение на постоянной основе, то обязанности, связанные с содержанием, воспитанием, образованием ребенка, защитой его прав и законных интересов, полностью возлагаются на эти учреждения.
В той ситуации, когда ребенка устраивают в одно из перечисленных учреждений временно, то у родителей (усыновителей, опекунов либо попечителей) сохраняются все права и обязанности. Пребывание может носить временный характер в том случае, если имеются уважительные причины, по которым родители (усыновители, опекуны или попечители) не исполняют свои обязанности в отношении ребенка. Например, в связи с тяжелой болезнью, длительной командировкой и т.д.
Вне зависимости от характера устройства (постоянный или временный), ребенок передается в специализированное учреждение путем оформления решения (акта) органа опеки и попечительства.
Функции органов опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства, принимающие непосредственное участие в судьбе ребенка, выполняют следующие законодательные функции:
- Обеспечивают устройство ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Контроль над деятельностью этих организацией – в первую очередь, акцент делается на оценке условий содержания, воспитания, образования и лечения детей.
Следует отметить, что органы опеки и попечительства исполняют обязанности опекуна или попечителя до того момента, как ребенку исполнится 18 лет.
Если вы заинтересованы тематикой правового регулирования этапа усыновления детей, советуем прочесть также "Незаконное усыновление (удочерение)".
С уважением,
Адвокат Виктория Демидова